Пилястровый кабинет Павловского дворца

Павловский дворец – “энциклопедия” оселкового искусственного мрамора

«Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась: – В Греческом зале, в Греческом зале, как вам не стыдно, как вам не стыдно! Аж пенсне раскалилось.»

Михаил Жванецкий. Аркадий Райкин.

Наверное, каждый, кто жил при СССР помнит знаменитую интермедию Аркадия Райкина «В Греческом зале». Однако, далеко не каждый знает – где именно находится этот самый «греческий» зал. А находится он в Павловске под Санкт-Петербургом.

Павловск располагается в двадцати пяти километрах от центра Санкт-Петербурга и трех километрах от районного центра Пушкин. Он известен нам, как крайне важный туристический центр своим дворцово-парковым ансамблем, который вместе с историческим центром города включен в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Нам, реставраторам, выполняющим, в частности, работы по искусственному мрамору, интересен, прежде всего, Павловский дворец потому, что отделка оселковым мрамором представлена в нем в очень больших объемах и поражает мастерством выполнения и сложностью цветовой гаммы, владение технологией оселкового мрамора реставраторами – безупречно, и, не случайно, специалисты называют Павловский дворец «энциклопедией” оселкового мрамора.

Из истории Павловского дворца

Екатерина II по случаю рождения своего внука Александра (будущего императора Александра I) подарила своему сыну Великому князю Павлу I и его второй супруге Марии Федоровне село Павловское, находящееся недалеко от Царского Села.

Два маленьких деревянных дворца – Паульлюст («Радость Павла») и Мариенталь («Долина Марии») в 1778 году стали первыми дворцовыми постройками в селе Павловском.

На месте дворца Паульлюст в мае 1782 года началось строительство большого Павловского дворца под руководством знаменитого архитектора Чарльза Камерона (1745-1812), шотландца, родившегося в Лондоне, долго жившего в Италии и приглашенного Екатериной II в Россию для украшения Царскосельской резиденции.

Памятник императору Павлу I на фоне главного фасада Павловского дворца
Памятник императору Павлу I на фоне главного фасада Павловского дворца

Камерон задумал дворец в стиле итальянской загородной виллы, имеющей плоский купол. Темпы строительства были очень высокими – главный корпус и боковые галереи были построены уже к осени 1782 года, а завершение внутренней отделки состоялось в 1787 году.

Надо сказать, что хороших деловых отношений между Чарльзом Камероном и Павлом Петровичем не сложилось, разногласия меду ними возникали достаточно часто, в частности, Павел считал, что дворец слишком мал для резиденции будущего императора.

После коронации в 1796 году император Павел избавился от Камерона, а продолжение работ поручил Венченцо Бренне, который был помощником Чарльза Камерона. Бренна – итальянец по происхождению, родился во Флоренции, большую часть своих объектов построил в России, и приехал в нее по приглашению Павла I. В России Венченцо Бренну звали – Викентием Францевичем.

Императорский дворец в Павловске. Вид сверху.
Императорский дворец в Павловске. Вид сверху.

Бренна существенно расширил дворец. Вторые этажи над служебными корпусами, два флигеля, которые почти замыкают парадный двор, увеличение на один этаж галереи-колоннады – все это воплощенные в реальность идеи Бренны. В новых строениях Бренна сделал большие залы – Тронный, Кавалерский залы и Картинную галерею. Бренне удалось связать единой композицией старые и новые здания и их части.

Надо сказать, что красота и уникальность Павловского дворца объясняется еще и тем, что в разные периоды над убранством дворца работали разные, но исключительно талантливые архитекторы – Андрей Воронихин восстановил и выполнил новый декор залов дворца после пожара 1803 года, интерьеры частично декорированы Джакомо Кваренги и Карлом Росси, знаменитые русские скульпторы – М. Козловский, И. Мортос, И. Прокофьев принимали участие в отделке залов, декораторы – Д. Б. Скотти, Пьетро Гонзага, А. Мартынов.

В 1872 году установили Памятник Павлу I в центре парадного двора.

Отделка Павловского дворца сильно пострадала во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Разрушенные во время Великой Отечественной войны залы Павловского дворца
Разрушенные во время Великой Отечественной войны залы Павловского дворца

До конца января 1944 года в Павловском дворце находился штаб гестапо, госпиталь для немецких офицеров. Семьдесят тысяч деревьев было вырублено в Павловском парке, были частично разрушены павильоны, при отступлении фашистов дворец сильно пострадал от пожара.  К счастью, почти вся коллекция предметов искусства и мебели была вывезена в тыл.

Реставрация дворца полностью завершилась лишь к 1978 году.

Залы и жилые комнаты первого этажа

Египетский вестибюль

В XVIII веке вестибюль назывался Нижними сенями – это Парадный вход во дворец. Отделка вестибюля выполнена по проекту Ч. Камерона в 1785-1786 годах. Скульптурный декор выполнял в основном скульптор И. Прокофьев, обрамление медальонов – Д. Ламони. После пожара 1803 года зал был отделан архитектором А. Н. Воронихиным. С появлением «египетских» статуй зал получил свое название Египетского. Двенадцать статуй и расположенные под ними знаки зодиака символизируют двенадцать месяцев года. Статуи – гипсовые и окрашены под темную бронзу.

Египетский вестибюль Павловского дворца
Египетский вестибюль Павловского дворца

Роспись потолка была первоначально выполнена К. Скотти, а после пожара 1803 года Д.-Б. Скотти. Роспись потолка, выполненная в технике «гризайль», изображает амуров, занятия которых аллегорически соответствуют временам года.

Во время войны, в начале фашистской оккупации в 1941 году Египетский вестибюль Павловского дворца был местом регистрации местных жителей перед отправкой их на работы в Германию. 

Парадная лестница 

Она ведет на второй этаж дворца. На стене – фреска работы Д. Скотти, изображающая спуск в сад с египетскими скульптурами. 

Парадная лестница Павловского дворца ведет из Египетского вестибюля на второй этаж
Парадная лестница Павловского дворца

Малиновый кабинет 

Личный кабинет императора Павла I, выполненный 1797-1799 годах В. Бренной. Кабинет назван малиновым по цвету оконных драпировок и мебельной обивки. Отделка строгая и простая – штукатурка стен, окрашенная клеевой краской, классический лепной карниз.

В Малиновом кабинете императорского дворца в Павловске
В Малиновом кабинете императорского дворца в Павловске

Общий кабинет

Кабинет получил свое название от традиции проводить в нем «общие» семейные собрания. Комната служила своеобразной портретной галереей членов семьи Павла I.

Общий кабинет Павловского дворца с портретами царской семьи на стенах
Общий кабинет Павловского дворца с портретами царской семьи на стенах

Окраска стен в 1797-1798 годах была выполнена В. Бренной в зеленоватых тонах, падуга и плафон были расписаны в технике «гризайль». В 1803 году А. Н. Воронихин вместо печи установил мраморный камин.

Среди множества картин, украшающих стены кабинета, особый интерес вызывает копия картины любимой художницы императрицы А. Кауффман, собственноручно императрицей выполненная и носящая интересное название – «Трудолюбие, опекаемое Терпением и Упорством, венчается Славой и награждается Изобилием».

Новый кабинет 

Кабинет в 1800 году Д. Кваренги переделал из Спальни Павла Петровича и Марии Федоровны, которая была создана по проекту Ч. Камерона. А. Воронихин после пожара 1803 года восстановил кабинет в первозданном виде.

Новый кабинет с великолепной отделкой оселковым мрамором
Новый кабинет с великолепной отделкой оселковым мрамором

Отделка оселковым мрамором в «зеркалах» стен превосходно сочетается с другими элементами декора – камином, орнаментами.

Угловая гостиная 

Помещение превратилось в Гостиную после череды изменений и перестроек – сначала это была Уборная Великой княгини, выполненная по проекту Ч. Камерона в 1784-1788 годах, интерьер был частично переделан В. Бренной в 1798 году, в 1800 году Кваренги переделывает помещение по Опочивальню государя, и только в 1816 году К. Росси переделывает зал в Гостиную, именно проект Росси взят за основу при реставрации интерьера 1960 году.

Угловая или Фиолетовая гостиная отличается необычным цветом искусственного мрамора
“Угловая” или “Фиолетовая” гостиная отличается необычным цветом искусственного мрамора

Искусственный мрамор отделки стен Угловой гостиной имеет редкий фиолетовый оттенок, который прекрасно гармонирует с позолоченной бронзой обрамлений. По цвету оселкового мрамора гостиную также называют «Фиолетовой гостиной». 

Белая столовая

Авторство проекта отделки и декора столовой принадлежит Ч. Камерону, который был реализован в 1784-1787 годах. Мастер непосредственно выполнивший отделку – итальянец Бернаскони.

Белая столовая на первом этаже Павловского дворца
Белая столовая на первом этаже

В дальнейшем Столовая многократно перестраивалась, а также меняла функциональное назначение, однако при реставрации, завершенной в 1970 году, облик интерьера был приближен к изначальному. 

Бильярдная 

В XVIII веке бильярдные традиционно устраивались рядом со столовой, и такая бильярдная была устроена Ч. Камероном в 1784-1786 годах. После пожара 1803 года бильярдная восстановлена А. Воронихиным без изменений.

Бильярдная находится вблизи Белой столовой
Бильярдная находится вблизи Белой столовой

После 1858 года бильярдная использовалась в качестве кабинета. Бильярдный стол, к сожалению, не был сохранен. 

Танцевальный зал 

В зале проходили небольшие танцевальные вечера. Проект зала выполнен Ч. Камероном в 1784-1787 годах, сохранились три комплекта чертежей – южной стены, фриза, плафона.

Танцевальный зал многократно перестраивался. При реставрации дворца после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. в зале была восстановлена отделка начала XIX века. Во время выполнения расчисток под сводом, выполненным в XIX веке, были обнаружены ранние фрагменты фриза, датируемые концом XVIII века и соответствующие первоначальному проекту. Лепной гипсовый фриз с позолотой характерен для творчества Ч. Камерона.

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Зал примечателен очень тонкими колористическими решениями окраски стен, фриза и потолков – очень нежные, иногда едва уловимые глазом тона сочетаются с ярким золочением.

На этом заканчивается краткая экскурсия по залам и жилым помещениям первого Павловского дворца.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Scroll Up