Мы выполняем работы по облицовке оселковым мрамором – особого вида декоративной штукатурной отделки составами из гипса, сухих пигментов и животных клеев, имитирующей натуральный камень.
Эта технология появилась в России в времена Петра I и активно использовалась в XVIII-XIX веках, да и в XX веке при отделке сталинских высоток. Об оселковом мраморе в России подробно написано здесь, а о технологии его изготовления в соответствующей статье сайта.
Напомним, свое название оселковый мрамор получил благодаря оселку – каменному бруску, который использовали на Руси для шлифовки и полировки различных материалов.
Оселковый искусственный мрамор – это официальное строительное и реставрационное название декоративной отделки поверхностей, имеющих существенную площадь – стен, пилястр, колонн, оконных и дверных откосов, а также массивных декоративных профилированных элементов – карнизов, тяг, наличников.
Нам не нравится слово «искусственный» в полном официальном названии технологии – оно как бы подчеркивает «ненатуральность» материала, а таких подчеркиваний в отношении материала, обладающего определенной уникальностью, древностью и красотой, хотелось бы избежать, тем более, что при изготовлении оселкового мрамора используются компоненты только природного происхождения – гипс, сухие пигменты, животный клей, воск, поэтому в названии этого материала слово «искусственный» мы исключим.
Как известно, источником технологии оселкового мрамора была древняя итальянская техника скальолы (Scagliola -анг.), названная так от итальянского слова “scaglia” (чешуя) – так называли природный гипс. На нашем сайте есть статья, посвященная как истории возникновения скальолы, так описанию технологии.
Нет какого-либо строгого определения техники скальолы. Скальолой называли и флорентийские художественные панно с тончайшим орнаментом и облицовку стен и колонн «под мрамор», которую мы привыкли называть оселковым мрамором – эти столь разные по своему характеру объекты применения техники объединяет сходный состав используемых в основе смесей; несмотря на великое многообразие возможных добавок, в основе всегда гипс, цветные пигменты и животные клеи. Но, тем не менее, слово “скальола” скорее ассоциируется с малыми художественными формами – столешницами, панно, каминами, мебельными вставками, картинами флорентийской мозаики.
В то же время, если говорить о России, о великолепной отделке дворцов и усадеб, то мы знаем ее, как оселковый мрамор; итальянское же слово «скальола» у нас не применяется. Так же, и в Германии, то что мы называем оселковым мрамором, немецкие мастера называют своим словом «stuckmarmor».
Логично разделить технологии на два больших класса по сфере применения. Первый класс – это выполнение малых декоративных и художественных форм, в второй – отделка поверхностей в интерьерах больших площадей (стен, колонн, пилястр и т.д.).
Не хочется называть одним словом скальола и картины сложнейшего орнамента, и облицовку стен, поэтому ничто не мешает нам договориться о том, что отделку поверхностей большой площади – стены, колонны и т.п. мы будем называть ОСЕЛКОВЫМ МРАМОРОМ, а технологию штучных высокохудожественных произведений сложного рисунка и орнаментов – СКАЛЬОЛОЙ.
Сразу оговоримся, что всю отделку поверхностей, подобную нашему «оселку» (так в разговоре мастера называют оселковый мрамор), называть «оселковым мрамором» не вполне корректно потому, что слово «оселок» – древнерусское, означает «испытание», а немецкие, итальянские или, скажем, американские мастера, совсем не обязаны его использовать для названия своего творчества, у них есть для этого свои слова – «stuckmarmor» в Германии, или «marezzo scagliola» в Соединенных Штатах, да и технологии могут отличаться – ведь не факт, что немецкие мастера использовали для полировки именно оселок, а не какой-либо другой камень и, тем более, американцы, у которых основным вяжущим в облицовке был не гипс, а цемент Кина, возможно, требующий другого подхода к полировке.
Тем не менее, технологии, выросшие из итальянской скальолы, для облицовки больших поверхностей, нужно назвать каким-то своим отдельным термином – вот мы и договоримся это все это называть, отдавая дань русской традиции, «оселковым мрамором».