Фрагмент современной итальянской скальолы

Магия скальолы

Об истории скальолы

Скальола (Scagliola -анг.) – древняя итальянская техника декорирования и отделки, имитирующая натуральный камень. Название происходит от итальянского слова “scaglia” (чешуя) – так в Италии  называли минерал селенит (гидратированный сульфит кальция), природный гипс, который использовали в качестве наполнителя штукатурных смесей. Обычно он встречается в форме чешуек, которые помешались в печь, при температуре 128 градусов Цельсия обезвоживались и измельчались.

Природный гипс-селенит.
Природный гипс-селенит.

Этот порошкообразный селенит затем удалялся из печи, измельчался в ступках в порошок, просеивался и использовался  в качестве наполнителя для создания рисунка. Характерная особенность порошка селенита – отражение света и просвечиваемость, аналогичная натуральному мрамору с его кристаллической структурой. Растворы, содержащие селенит, имели белый цвет, поэтому ранние произведения в технике скальолы имеют черно-белую гамму. Позднее в смеси селенита с клеем стали добавлять цветные природные пигменты.

Сухие пигменты.
Сухие пигменты.

Установлено, что  технологии штукатурных смесей, являющиеся прародителями скальолы,  применялись для отделки культовых сооружений еще в Древнем Египте и Греции. Рецепт изготовления декоративных штукатурных смесей описан еще Витрувием в «Десяти книгах архитектуры» примерно в 1600 году до н.э., в которых описывается, как греки создали штукатурку, напоминающую полированный мрамор.

Считается, что отделка Храма Зевса в Олимпии была сделана с использованием  рецептов Витрувия, которые были основаны на использовании извести, а не гипса, как в традиционной скальоле. Эти  рецепты впоследствии стали основой для итальянской техники отделки – Марморино.

В тот же период ранней римской цивилизации использование в штукатурных смесях порошка селенита, затворенного животными клеями, породило технику скальола.  Во времена Римской Империи этот вид отделки переместился в Италию. Штукатурка в технике скальолы обнаружена в развалинах Помпеи.

Изобретателем известного нам вида скальолы считается Гвидо Фасси  (1584-1649) из Карпи. В Карпи из гипса с пигментами выполнялись отделка храмов, панно, столешницы, декоративные элементы, существует даже одно из названий скальолы – “scagliola caprigiana”.  Знаменитые мастера того времени – Джованни Гавильяни (1632-1680), Аннибале Гриффони (1619-1679) и его сын Гаспаре Гриффоне (1640-1698), Джованни Леони (1639-1710), Джованни Поццуоли (1649-1734), Джованни Масса (1659-1741) и Марко Маццелли, а также Пьетро Солари и Карло Беллони, работавшие в Ломбардии.

Фрагмент монохромной скальолы из Карпи.
Фрагмент монохромной скальолы из Карпи.

В XVIII ремесло переместилось во Флоренцию. Есть мнение, что техника скальолы стала применяться как дешевый аналог знаменитой флорентийской мозаики  «pietra dura», выполняемой из пластинок натурального мрамора и полудрагоценных камней.

Самые известные работы принадлежат монахам Ордена Валломброза братьям Энрико Хугфорду (1695-1771) и Игнасио Хугфорду (1703-1778). Энрико Хугфорд был одним из первых популяризаторов «скальолы», он много экспериментировал с этой техникой и создал личный стилистический метод для  работ с явными живописными чертами.

Фердинандо Энрико Хугфорд (1695—1771) . Фрагмент столешницы, 1737 г.
Фердинандо Энрико Хугфорд (1695—1771) . Фрагмент столешницы, 1737 г.

Многие искусствоведы, однако, считают, что активное развитие искусства скальолы вызвано не столько экономическими причинами, сколько  высокой художественной ценностью изделий, выполненных в этой технике. Огромное разнообразие цветовых оттенков, пластичность материала в процессе работы, и при этом прочность сравнимая с прочностью натурального камня выделили скальолу как самостоятельный вид искусства. Процесс работы в этой технике, кроме высокой художественности, еще и чрезвычайно трудоемкий, поэтому дешевизна работы в технике скальолы весьма сомнительна.

Столешница в технике флорентийской мозаики. Пьетро Антонио Паолини. Тоскана. 1735 г.Столешница в технике флорентийской мозаики. Пьетро Антонио Паолини. Тоскана. 1735 г.

Итальянские мастера безупречно владели своей уникальной техникой. Если говорить о растворах, которые использовались для рисунка, то и в скальоле, о которой мы говорим, и в оселковом мраморе для облицовки поверхностей, раствор практически одинаков по составу, отличается лишь консистенцией – для скальолы он более жидкий. Однако, в облицовке поверхностей оселковым мрамором мы не встречаем плавного перехода цвета, аналогичному современному понятию градиента, который мы можем видеть на произведениях старых итальянских мастеров. Нам известно, что некоторые наши мастера пытались воспроизвести эту технику плавного перехода цвета, но, к сожалению, у них не получилось.

Фрагмент итальянской скальолы из собрания музея Прадо. 1735 г.
Фрагмент итальянской скальолы из собрания музея Прадо. 1735 г.

Во Флоренции техника скальолы достигла необычайных высот. Каждый мастер стремился создать свое единственное и уникальное произведение, поэтому техника скальолы  не была единой, каждый мастер придумывал что-то  свое, экспериментировал. В России техника скальолы, именно как техника небольших художественных произведений,  распространения не получила, поэтому мы можем только в общих чертах описать эту замечательную технику, понимая что она имеет множество вариаций, частично доступных только немногочисленным мастерам, которые в этой технике работают.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СКАЛЬОЛЫ

Мы знаем, что традиционно облицовка оселковым мрамором наносится на готовое деревянное или кирпичное основание. Основанием  для изделия в технике скальолы, как правило, служит плита, это может быть плита из натурального мрамора, либо плита, выполненная в традиционной технике оселкового мрамора – из гипсового теста с пигментами и клеями. Цвет и тон этой плиты должен соответствовать задумке автора – предварительно сделанным на бумаге рисункам или эскизам.

Прорезание рисунка для скальолы в мраморном или гипсовом основании.
Прорезание рисунка для скальолы в мраморном или гипсовом основании.

Если в качестве основания планируется использование гипсовой плиты, то сначала на верстаке делается деревянная рамка по размеру плиты, похожая на миниатюрную опалубку, которая заполняется  гипсовым тестом.

Гипсовое тесто приготавливают, как правило, насыпным способом – слоями в несколько сантиметров толщиной (от 0,5 см до 5 см) насыпают гипс, смешанный с сухими цветными пигментами, добавляемыми в количестве  0,25-15% от веса сухого гипса.

Раскладывание смеси производится на отдельном верстаке в определенном порядке – сначала раскладывается цвет основного тона,  затем раскладывается смесь цвета прожилок, потом остальные цвета.

Приготовление гипсового теста.
Приготовление гипсового теста.

Поверх первых слоев рассыпаются аналогичные слои. Этих слоев может быть от трех до двадцати пяти, общей толщиной до 25 см. При помощи совка смесь переносится на основной верстак и раскладывается внутри опалубки на толщину ограничивающих деревянных реек.

Далее приготавливается водный 1-2,5% клеевой раствор из светлых клеев животного происхождения (мездровый, рыбный, костный и т.п.).  Предварительно замоченный в холодной воде на 12-15 часов сухой клей, растворяют, перемешивая до однородной массы без комков.

Разложенную в опалубке сухую гипсовую смесь накрывают мешковиной и проливают поверх мешковины клеевым раствором до полного насыщения.

Мы не будем подробно расписывать всю технологическую последовательность. Она описана в статье о технологии оселкового мрамора.  Дальнейший порядок работ по изготовлению плиты основания такой же, как и при облицовке поверхностей оселковым мрамором – снятие мешковины, очистка и острожка поверхности циклями и шерхебелем, многократное шпаклевание поверхности, отделка и полировка поверхности абразивными материалами различной  тонкости. На данном этапе – окончательная фактура поверхности не полированная, а лощеная – окончательная полировка и вощение производится только после выполнения всего рисунка.

Далее при помощи кальки рисунок переводится на плиту и выполняется прорезка орнамента на каменной или гипсовой плите. Эта работа выполняется специальными резцами для работы по камню.

После медленной и кропотливой резьбы и гравировки по камню, выполняется рисунок в технике скальола – заполнение  прорезанных фрагментов цветной гипсоклеевой смесью. В своей основе состав смеси, такой же, как и при изготовлении облицовки оселковым мрамором, однако, как мы уже говорили, модификаций  может быть множество, но, есть существенное отличие смеси для скальолы и для оселкового мрамора.

Заполнение прорезного рисунка цветной гипсовой смесью.
Заполнение прорезного рисунка цветной гипсовой смесью.

Отличие состоит в том, что гипсовое тесто для оселкового мрамора густое, а тесто для работы в технике скальола более жидкое. По аналогии – в первом случае это как тесто (из муки) для пирогов, а во втором – для оладий.

Столешница в процессе заливки гипсо-клеевой смесью.
Столешница в процессе заливки гипсоклеевой смесью.

Полужидким  гипсовым тестом соответствующих цветов заполняется прорезной рисунок, после схватывания раствора, излишки, выступающие над поверхностью плиты основания сошлифовываются пемзой.

Далее поверхность неоднократно шпаклюется, шлифуется и полируется различными абразивными материалами. Последняя стадия отделки – вощение поверхности натуральными воском, обеспечивающим должную гидрофобизацию изделия, а также подчеркивающую полировку и цвет.

Столешница в технике скальолы. Современная работа.
Столешница в технике скальолы. Современная работа.

Подробно процесс отделки поверхности описан в статье «Технология оселкового мрамора».

Еще раз обратим внимание на то, что мы описали основы технологии – фактически каждый мастер обладал своей уникальной технологией, зачастую хранимой в секрете, поэтому информация о многих технологических вариациях до нашего времени не дошла.

Scroll Up