Содержание
Из истории скальолы и оселкового мрамора
Одно из направлений древней итальянской техники скальола (scagliola – англ., scaglia – ит.) в России получило название – оселковый мрамор, благодаря использованию оселка – каменного бруска, применяемого для шлифовки и полировки различных изделий.
Искусство “Scagliоla”, как имитации природного камня, берет начало в античности, однако максимального расцвета достигло на стыке XVI-XVII веков в Италии. «Scagliola» впервые начала применяться в городе Карпи в Эмилия-Романья на севере Италии. Изобретателем техники считают Гвидо Фасси (1584-1649), который применил имитацию натурального камня при восстановлении в 1621 году церкви Сан Джованни Батиста. Кроме Гвидо Фасси в технике скальолы работали его ученики и последователи, мастера – Джованни Гавиньяни (1632-1680), Аннибале Гриффони (1619-1679), его сына Гаспаре Гриффони (1640-1698), Джовани Леони (1639-1710), Джованни Поццуоли (1646-1734), Джованни Масса (1659-1741).
По месту своего изобретения техника получила название – «scagliola caprigiana». Для скальолы из Карпи изначально характерна черно-белая цветовая гамма с тонким прорезным рисунком – это, так называемая, монохромная скальола.
Более поздние работы мастеров Карпи уже выполняются с добавлением пигментов различных цветов – такая скальола получила название полихромной.
Впоследствии (в XVIII в.) центр искусства скальолы переместился во Флоренцию, где элементы скальолы использовались в технике «pietra dura» – знаменитой флорентийской мозаики. Уже тогда скальола была призвана восполнить цветовой недостаток природных камней, предоставить мастерам возможность получения цветовых сочетаний и оттенков, несвойственных природному камню – синих, голубых, желтых, оранжевых и других. Кроме того, возлагалась надежда то, что выполнение работ в технике скальола окажется существенно дешевле традиционной флорентийской мозаики, в которой активно использовались драгоценные и полудрагоценные камни.
На Карпи и во Флоренции в скальоле выполнялись, как правило, малые формы – панно, декоративные вставки на мебели, музыкальных инструментах и шкатулках, порталы каминов, полки и столешницы, убранство церквей – киоты и иконостасы.
В традиционной технике скальолы в качестве связующего использовался селенит – прозрачный природный гипс, добываемый в итальянских Альпах и определенным образом обработанный. Порошок, полученный из селенита, схватывается при затворении водой, подобно современному строительному гипсу, который, кстати, впоследствии стали применять для скальолы.
Для упрочнения изделий из селенита мастера использовали различные животные клеи, а для придания нужного цвета и тона – сухие красящие пигменты.
Несмотря на то, что модификаций техники существовало не меньше, чем мастеров, основа техники всегда одинакова – это гипс (иногда другое вяжущее), клей и пигменты.
Подробнее об истории возникновения и технологии скальолы можно почитать в статье «Магия скальолы».
Всегда считалось, что техника распространилась из Италии в Баварию и Англию, а также в Соединенные штаты и Россию, хотя вполне обосновано мнение об одновременном происхождении скальолы в Италии и Германии, или даже, что в Германии скальола появилась раньше, где она называлась stuckmarmor (нем. ) и применялась для облицовки стен, откосов, колонн.
Доступность исходных материалов, использующихся при производстве скальолы, позволяла применять технологию не только для изготовления мелких декоративных элементов, но и для облицовки больших поверхностей.
Вполне естественно – не называть одним словом скальола («scagliola») и прекрасные высокохудожественные малые формы флорентийских мастеров, и облицовки стен площадью не один десяток квадратных метров. Поэтому еще раз договоримся, что декоративные элементы и изделия малых форм итальянской традиции в технике скальолы мы и будем называть, собственно, скальолой (поскольку именно это название и прижилось для малых форм), а выполненные в той же технике обширные штукатурные облицовки поверхностей, имитирующие природный камень, в соответствии с русской терминологией, назовем оселковым мрамором, помня о том, что других странах Европы и Америке, данная техника имеет совсем другие названия. Об этом мы поговорим ниже. Подробное описание технологии оселкового мрамора мы можете найти в статье «Технологии оселкового мрамора».
Итак, во Флоренции технология скальолы была доведена до совершенства, отчасти благодаря монаху «Ордена Валломброза» Энрико Хугфорду (1695-1771). В Италии феномен скальолы вырос настолько, что в 1600-х годах власти наложили ежегодный налог на «хозяев смеси». Техническое мастерство художников-ремесленников в применении скальолы позволяло достичь почти идеальной имитации натурального камня в архитектурном декоре.
Техника скальолы, которая во Флоренции изначально была призвана дополнить технику флорентийской мозаики «pietra dura», переродилась в новый самостоятельный высокохудожественный стиль.
Оселковый мрамор (скальола) в Европе
Большинство искусствоведов убеждены в том, что родина скальолы – Италия. Однако, это мнение – не бесспорно. Многие исследователи считают, что на самом деле скальола изобретена не где-нибудь, а в Германии. Для доказательства этого утверждения они приводят тот факт, что в итальянской рецептуре скальолы присутствовал ингредиент, который в те времена назывался «немецкий клей», кроме того во дворцах герцогов и принцев Мюнхена можно увидеть многочисленные объекты скальолы, выполненные до периода творчества Гвидо Фасси. Обрамления дверных и оконных проемов, роскошные камины оформлены в cкальоле в соответствии с канонами самого зрелого итальянского стиля, но несколько ранее, чем скальола достигла расцвета в Италии. Существует мнение, что в конце XVI века и позднее многие итальянские крестьяне работали в качестве наемных рабочих в богатых районах альпийской Германии, и, вполне возможно, по возвращению в Италию они попытались повторить технологию, с которой познакомились в Германии.
В любом случае, в Германии есть множество памятников архитектуры с отделкой с технике скальолы, поражающих своей красотой. Немецкий вариант скальолы с самого начала производства носит название Stuckmarmor – это то, что мы в России называем оселковым мрамором. Кратко расскажем о некоторых памятниках архитектуры Европы, для отделки которых применялась скальола или то, что мы называем оселковым мрамором.
Мюнхенская резиденция в Германии
Одним из самых значительных памятников архитектуры Германии является Мюнхенская резиденция (нем. Münchner Residenz), в которой отделка в технике Stuckmarmor представлена в большом объеме и многообразии, причем, в залах резиденции можно увидеть, как декоративное покрытие стен, сводов, порталов, так и малые высокохудожественные формы, напоминающие школы Карпи и Флоренции.
Резиденция – это комплекс зданий с внутренними дворами в центре Мюнхена, который был исторической резиденцией герцогов, курфюстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов.
С готического замка Нойвесте (нем. Neuveste), первые сведения о котором относятся к 1385 году началась история Мюнхенской резиденции. Изначально замок служил убежищем для правящих герцогов во время гражданских бунтов. Он представлял из себя крепость, окруженную водой, доступ к которой был возможен только по специальным мостам.
Перестройка и расширение резиденции происходили постоянно, какие-либо строительные работы производились в каждом столетии, объем замка достаточно внушителен – десять внутренних дворов и три основных комплекса: королевские покои (Königsbau), Старая резиденция (Maximilianische Residenz, Alte Residenz) и праздничный зал (Festsaalbau), Резидентский музей (Residenzmuseum), который состоит из 130 залов.
Самый старый зал Мюнхенской резиденции – зал «Антиквариум». Имеет длину 66 метров. Это самый большой и самый щедрый ренессансный зал к северу от Альп. Герцог Альбрехт V построил его с 1568 по 1571 год для своей коллекции античных скульптур, отсюда и название «Антиквариум». Мы видим, что оселковый мрамор (Stuckmarmor) в большом объеме применен при отделке поверхностей стен.
Императорский зал Мюнхенской резиденции был построен Максимилианом I в начале XVII века и был самым большим и самым важным местом в резиденции, предназначенном исключительно для торжеств. Тема его сложной изобразительной программы -это правила, которым должен следовать князь, правила основанные на разуме и добродетели. В гобеленах голландского ткача Ханса ван дер Биеста изображены героические фигуры из классической древности и Ветхого Завета, с которых правителю следует брать пример. Мы же обратим внимание на то, что стены, оконные откосы и дверные порталы отделаны в технике оселкового мрамора.
Также по инициативе герцога Максимилиана I была построена часовня «Reiche Kapelle», которая была освещена 1607 году. Именно здесь герцог держал частицы мощей святых, именно часовня стала идеологическим и духовным центром резиденции.
Очень интересна штукатурная отделка поверхностей в технике оселкового мрамора, а декоративные элементы и художественные панно выполнены аналогично итальянской скальоле.
Поражает факт, что скальола немецкого барокко имеет высочайший уровень исполнения и утонченности. Для нас это несколько неожиданно – ведь мы привыкли считать, что пальма первенства в технике скальолы принадлежит итальянским мастерам.
Высочайший уровень художественной скальолы виден на фрагменте облицовки стены.
Вюрцбугская резиденция в Германии
Вюрцбургская резиденция (нем. Würzburger Residenz) – архитектурный комплекс в стиле барокко, расположенный в центре города Вюрцбург.
Резиденция – величайший памятник архитектуры Германии, в котором отделка оселковым мрамором представлена во всей ее широте и многообразии.
Комплекс построен архитектором Балтазаром Нейманом в период с 1719 по 1744 годы, внутреннее художественное оформление создавалось и позднее, до начала 1780-х годов.
В отличии от Мюнхенской резиденции, которая перестраивалась и дополнялась в каждом столетии, резиденция Вюрцбург была построена с короткими перерывами менее чем за одно поколение и с нуля.
Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 году ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список Всемирного наследия.
Здание, построенное Нейманом, сочетает в себе результаты великих западных архитектурных течений того времени – французскую дворцовую архитектуру, венское барокко и северный итальянский дворцовый стиль.
Архитектор Вюрцбургского дворца Балтазар Нейман был главным руководителем этого огромного строительного проекта. Он не только имел дело с ведущими архитекторами в Германии и Франции – с Лукасом фон Хильдебрандтом и Максимилианом фон Уэлшем, с Робертом де Котте и Жерменом Боффрандом, но также с многочисленными декоративными художниками, такими как итальянский Антонио Босси, которого считали гением декорирования, виртуозными скульпторами и резчиками Иоганном Вольфгангом ван дер Аувера из Вюрцбурга и Георгом Адамом Гутманном из Мюнхена, а также с крупнейшим фресковым художником XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо.
Примечательно, что строительство Вюрцбурской резиденции выделяется не только участием великих художников, но и является одним из первых образцов международного финансового и политического менеджмента, успешно осуществленных домом графов Шешборн.
Базилика Фирценхайлиген (четырнадцати святых помощников)
Базилика Фирценхайлиген (четырнадцати святых помощников) – еще один шедевр знаменитого архитектора Бальтазара Неймана (1743-1772). Базилика расположена близ города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом.
Фасад выполнен в стиле позднего барокко, интерьер – в стиле рококо.
Барочная Базилика Четырнадцати Святых Помощников (Basilika Vierzehnheiligen) – одна из самых известных паломнических церквей в Верхней Франконии. Он находится прямо на пути паломничества Святого Джеймса между Лихтенфельсом и Бад-Штаффельштейном, в регионе, известном как «Сад Бога».
Строительство Базилики четырнадцати святых помощников было завершено в 1772 году и с тех пор считается архитектурным чудом. Интерьер действительно впечатляет, а оселковый мрамор в отделке стен, колонн и карнизов – великолепен.
Работы архитектора Бальтазара Неймана, скульптора лепнины Иоганна Майкла Фейхтмайра и художника Джузеппе Аппиани поражают своей красотой и роскошью. Золото, мрамор, скульптуры и настенные росписи ошеломляют.
С XV-го века до наших дней паломники отправились в базилику у подножия горы Стаффельберг – одного из самых известных мест паломничества в стране, чтобы попросить защиты четырнадцати святых помощников. Утверждается, что в 1445 и 1446 годах образ ребенка-Христа явился три раза местному пастуху по имени Германн Лейхт. Горничная, которая была серьезно больна, была доставлена на место явления и была чудесным образом исцелена. Вскоре после этого к месту началось паломничество.
Базилика является одним из самых важных мест паломничества в Германии, оно продолжается и по сей день, с мая по октябрь (около полумиллиона посетителей в год).
Выполнение работ в технике традиционной итальянской скальолы для малых форм практически прекратится в конце XIX-го века, в основном за счет изменения вкусов заказчиков. Практика оселкового мрамора для отделки поверхностей будет актуальной еще длительное время. В XVIII веке, использование оселкового мрамора распространилась по всей континентальной Европе и в конце концов в Великобритании. Самые значимый и известный пример применения оселкового мрамора в Англии – колонны и пилястры Букингемского дворца.
Букингемский дворец в Великобритании
Каждый, даже тот, кто никогда не был в Великобритании, знает Букингемский дворец, как резиденцию британских монархов. Дворец изначально был известен как Букингем-хаус и строился для герцога Букингемского. В 1762 году он был приобретен королем Георгом III в качестве резиденции монарха, взамен Сент-Джеймсского дворца, который перестал его устраивать величиной и отделкой.
Последующие 75 лет архитекторы Джон Нэш и Эдвард Блор (кстати, автор Воронцовского дворца в Алупке), взяв Букингем-хаус за основу, построили еще три подобных здания, все вместе они образуют квадрат в плане с большим внутренним двором.
Дворец был официально объявлен главной резиденцией британских монархов при вступлении на престол королевы Виктории в 1837 году, и с тех пор считается символом Туманного Альбиона. Тот вид, которым могут наслаждаться наши современники, Букингемский дворец получил во времена правления легендарной королевы Виктории. Во времена, когда трон Великобритании занимала Виктория, в Букингемском дворце произошла масштабная реконструкция. Внутренние помещения стали еще роскошнее, появились новые сады, искусственные озера и водопады.
Изначально оселковый мрамор в отделке Букингемского дворца присутствовал в очень большом объеме, Эдуард VII, монарх, живший во дворце с 1841 по 1910 год, заменил искусственный мрамор натуральным, но тем не менее самые красивые элементы декора сохранились.
Прежде всего – это знаменитые «лазуритовые колонны» Музыкального зала. Колонны, конечно же, выполнены из гипса с имитацией природного лазурита. При их облицовке мастера применили интересный прием – они добавили в растворную смесь латунные и оловянные опилки, которые после последующей острожки и полировки придали материалу колонн соответствующий металлический блеск.
Интересный факт- в год Букингемский дворец посещает всего-навсего 30 тыс. туристов. Дело здесь не в отсутствии интереса, а в том, что уже ныне правящая королева Великобритании, хотя и разрешила туристам посещать ее дворец, но с оговоркой, что гости могут попасть в главную резиденцию монархов только тогда, когда августейшие особы там отсутствуют, а официально королева покидает дворец только в августе и сентябре.
Marezzo Scagliola – “оселковый мрамор” в Соединенных Штатах
Из Европы техника оселкового мрамора распространяется по всему миру, технологии несколько изменяются и приобретают новые названия. В частности, в США вид отделки, который мы называем в России оселковым мрамором, скальолой в Италии, а в остальных европейских странах Stuckmarmor, в Соединеных Штатах называют Marezzo Scagliola или American Scagliola из-за ее широкого применения в Соединенных Штатах в конце XIX и начале XX века.
В США несколько изменился и состав отделочной смеси, если в традиционной скальоле итальянцы использовали порошок селенита, других европейских странах – гипс, то практичные американцы вместо этих вяжущих применили, так называемый, цемент Кина (Keen) в качестве вяжущего, кроме того, исключили из рецептуры животные клеи.
Цемент по Кину представляет собою медленно затвердевающий квасцовый гипс. Его приготовляют из чистого белого гипса, который после обжигания пропитывается квасцами, потом вторично обжигается, мелко мелется и растворяется раствором квасцов. Если его разбавить 20% воды, то через четыре недели он достигает величину прочности, превышающую прочность оселкового мрамора по традиционной технологии, кроме того, обладает более высокой влагостойкостью.
Самые известные здания, в которых использовалась скальола: Здание окружного суда Аллен в Форт Уейн (Индиана), Капитолий штата Миссисипи в Джексоне (Миссисипи), Замок Белкоукт в Ньюпорте (Род-Айленд), Здание окружного суда Эль Пасо в Колорадо-Спрингс, Капитолий штата Канзас в Топика, Центр исполнительских искусств Шиа в Буффало (Нью-Йорк), Здание суда Наварро округ Корсикано (Техас), Вокзал Сент-Луис в Сент Луисе, Гранд Холл в Rialto Square Theatre (г. Жульет, штат Иллинойс), Собор Святой Елены в г. Хелена (Монтана), Центральная Публичная Библиотека в Милуоки и Ресорт казино в г. Френч Лик (Иллинойс).
Интересные объекты в Австралии
Мода на оселковый мрамор не прошла мимо Австралии, особенно во время «золотой лихорадки» XIX в., которая имела огромное воздействие на австралийскую экономику и послужила серьезным стимулом развития страны и, соответственно, строительства – строились здания крупных банков, театров, особняки австралийской знати.
Одно из зданий, в котором оселковый мрамор в отделке присутствует в очень значительном объеме – Национальный банк Австралии на Мартин-Плейс в Сиднее. В банке, частности, хранились золотые самородки, добытые во времена «золотой лихорадки» в Австралии. Согласитесь, бронированный люк в золотохранилище впечатляет.
Рассказывая об оселковом мраморе в Австралии нельзя не упомянуть об одном из лучших отелей Сиднея Primus Hotel, расположенном в центре города на главной улице центрального делового района Питт-стрит (Pitt Street).
Отель построен в 1930 году в стиле арт-деко, быстро стал культовым зданием Сиднея, благодаря, в частности, колоннам из ярко-красного оселкового мрамора. Высота колонн – восемь метров. Облицовка колонн была частично скрыта во время неоднократно проводимых в отеле ремонтных работ. Мы часто встречаемся с тем фактом, что зачатую ремонтники, не зная, как подступиться к реставрации оселкового мрамора, закрывают его слоем покраски или штукатурки. То же самое произошло и в Австралии, однако, не так давно колонны были раскрыты от поздних наслоений и полностью отреставрированы.
Надо отметить, что австралийские заказчики столкнулись определенными трудностями в поиске мастеров, способных осуществить реставрацию колонн, к счастью, им удалось найти итальянского мастера Маурицио Феллизиани (Maurizio Feliziani), который успешно справился с поставленной задачей.
После того, как он был вовлечен в проект, одной из самых больших проблем, с которой столкнулся Фелизиани, было воссоздание красного кораллового цвета, который первоначально использовался. Еще до того, как реставрация официально началась, он несколько недель работал в лаборатории, тестируя цвета и пигменты.
Работа Фелизиани в конечном счете говорит сама за себя, и отреставрированные восемь колонн подчеркивают обширное пространство фойе в отеле на Pitt Street.
Заключение
Надо сказать, что штукатурка с использованием всевозможных цветных наполнителей производилась еще со времен античности, однако с появлением оселкового мрамора цветная штукатурная отделка переросла в ранг искусства, которое, как мы видим, распространилось по всему миру.