Итальянское чудо от Европы до Австралии • Сайт об оселковом мраморе и не только
Оселковый мрамор в Дрезденском кафедральном соборе

Итальянское чудо от Европы до Австралии

Содержание

Из истории скальолы и оселкового мрамора

Одно из направлений древней итальянской техники скальола (scagliola – англ., scaglia – ит.) в России получило название – оселковый мрамор, благодаря использованию оселка – каменного бруска, применяемого для шлифовки и полировки различных изделий.

Искусство “Scagliоla”, как имитации природного камня, берет начало в античности, однако максимального расцвета достигло на стыке XVI-XVII веков в Италии. «Scagliola» впервые начала применяться в городе Карпи в Эмилия-Романья на севере Италии. Изобретателем техники считают Гвидо Фасси (1584-1649), который применил имитацию натурального камня при восстановлении в 1621 году церкви Сан Джованни Батиста. Кроме Гвидо Фасси в технике скальолы работали его ученики и последователи, мастера – Джованни Гавиньяни (1632-1680), Аннибале Гриффони (1619-1679), его сына Гаспаре Гриффони (1640-1698), Джовани Леони (1639-1710), Джованни Поццуоли (1646-1734), Джованни Масса (1659-1741).

По месту своего изобретения техника получила название – «scagliola caprigiana». Для скальолы из Карпи изначально характерна черно-белая цветовая гамма с тонким прорезным  рисунком – это, так называемая, монохромная скальола.

Монохромная скальола из Карпи. Италия
Монохромная скальола из Карпи. Италия. Ориентировочно 1668 г.

Более поздние работы мастеров Карпи уже выполняются с добавлением пигментов различных цветов – такая скальола получила название полихромной.

Панно. Автор: Джованни Марко Барцелли, c. 1660-90, Карпи (Италия).
Панно. Автор: Джованни Марко Барцелли, c. 1660-90, Карпи (Италия).

 Впоследствии (в XVIII в.) центр искусства скальолы переместился во Флоренцию, где элементы скальолы использовались в технике «pietra dura» – знаменитой флорентийской мозаики. Уже тогда скальола была призвана восполнить цветовой недостаток природных камней, предоставить мастерам возможность получения цветовых сочетаний и оттенков, несвойственных природному камню – синих, голубых, желтых, оранжевых и других. Кроме того, возлагалась надежда то, что выполнение работ в технике скальола окажется существенно дешевле традиционной флорентийской мозаики, в которой активно использовались драгоценные и полудрагоценные камни.

На Карпи и во Флоренции в скальоле выполнялись, как правило, малые формы – панно, декоративные вставки на мебели, музыкальных инструментах и шкатулках, порталы каминов, полки и столешницы, убранство церквей – киоты и иконостасы.

Столешница из скальолы. Из коллекции частного музея Bianco Bianchi. XVII век. Флоренция. Италия.
Столешница из скальолы. Из коллекции частного музея Bianco Bianchi. XVII век. Флоренция. Италия.

В традиционной технике скальолы в качестве связующего использовался селенит – прозрачный природный гипс, добываемый в итальянских Альпах и определенным образом обработанный. Порошок, полученный из селенита, схватывается при затворении водой, подобно современному строительному гипсу, который, кстати, впоследствии стали применять для скальолы.

Селенит (лунный камень) - природный гипс.
Селенит (лунный камень) – природный гипс.

Для упрочнения изделий из селенита мастера использовали различные животные клеи, а для придания нужного цвета и тона – сухие красящие пигменты.

Несмотря на то, что модификаций техники существовало не меньше, чем мастеров, основа техники всегда одинакова – это гипс (иногда другое вяжущее), клей и пигменты.

Подробнее об истории возникновения и технологии скальолы можно почитать в статье «Магия скальолы».

Всегда считалось, что техника распространилась из Италии в Баварию и Англию, а также в Соединенные штаты и Россию, хотя вполне обосновано мнение об одновременном происхождении скальолы в Италии и Германии, или даже, что в Германии скальола появилась раньше, где она называлась stuckmarmor (нем. ) и применялась для облицовки стен, откосов, колонн.

 Доступность исходных материалов, использующихся при производстве скальолы, позволяла применять технологию не только для изготовления мелких декоративных элементов, но и для облицовки больших поверхностей.

Вполне естественно – не называть одним словом скальола («scagliola») и прекрасные высокохудожественные малые формы флорентийских мастеров, и облицовки стен площадью не один десяток квадратных метров. Поэтому еще раз договоримся, что декоративные элементы и изделия малых форм итальянской традиции в технике скальолы мы и будем называть, собственно, скальолой (поскольку именно это название и прижилось для малых форм), а выполненные в той же технике обширные штукатурные облицовки поверхностей, имитирующие природный камень, в соответствии с русской терминологией, назовем оселковым мрамором, помня о том, что других странах Европы и Америке, данная техника имеет совсем другие названия. Об этом мы поговорим ниже. Подробное описание технологии оселкового мрамора мы можете найти в статье «Технологии оселкового мрамора».

Итак, во Флоренции технология скальолы была доведена до совершенства, отчасти благодаря монаху «Ордена Валломброза» Энрико Хугфорду (1695-1771). В Италии феномен скальолы вырос настолько, что в 1600-х годах власти наложили ежегодный налог на «хозяев смеси». Техническое мастерство художников-ремесленников в применении скальолы позволяло достичь почти идеальной имитации натурального камня в архитектурном декоре.

Техника скальолы, которая во Флоренции изначально была призвана дополнить технику флорентийской мозаики «pietra dura», переродилась в новый самостоятельный высокохудожественный стиль.

Современная скальола – столешница работы мастерской братьев Купиоли. Италия.
Современная скальола – столешница работы мастерской братьев Купиоли. Италия.

Оселковый мрамор (скальола) в Европе

Большинство искусствоведов убеждены в том, что родина скальолы – Италия. Однако, это мнение – не бесспорно. Многие исследователи считают, что на самом деле скальола изобретена не где-нибудь, а в Германии. Для доказательства этого утверждения они приводят тот факт, что в итальянской рецептуре скальолы присутствовал ингредиент, который в те времена назывался «немецкий клей», кроме того во дворцах герцогов и принцев Мюнхена можно увидеть многочисленные объекты скальолы, выполненные до периода творчества Гвидо Фасси. Обрамления дверных и оконных проемов, роскошные камины оформлены в cкальоле в соответствии с канонами самого зрелого итальянского стиля, но несколько ранее, чем скальола достигла расцвета в Италии. Существует мнение, что в конце XVI века и позднее многие итальянские крестьяне работали в качестве наемных рабочих в богатых районах альпийской Германии, и, вполне возможно, по возвращению в Италию они попытались повторить технологию, с которой познакомились в Германии.

В любом случае, в Германии есть множество памятников архитектуры с отделкой с технике скальолы, поражающих своей красотой. Немецкий вариант скальолы с самого начала производства носит название Stuckmarmorэто то, что мы в России называем оселковым мрамором. Кратко расскажем о некоторых памятниках архитектуры Европы, для отделки которых применялась скальола или то, что мы называем оселковым мрамором.

Мюнхенская резиденция в Германии

Одним из самых значительных памятников архитектуры Германии является Мюнхенская резиденция (нем. Münchner Residenz), в которой отделка в технике Stuckmarmor представлена в большом объеме и многообразии, причем, в залах резиденции можно увидеть, как декоративное покрытие стен, сводов, порталов, так и малые высокохудожественные формы, напоминающие школы Карпи и Флоренции.

Мюнхенская резиденция (нем. Münchner Residenz) в Германии
Мюнхенская резиденция (Münchner Residenz) в Германии. Часовня герцога Баварского. 1607 г.

Резиденция – это комплекс зданий с внутренними дворами в центре Мюнхена, который был исторической резиденцией герцогов, курфюстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов.

С готического замка Нойвесте (нем. Neuveste), первые сведения о котором относятся к 1385 году началась история Мюнхенской резиденции. Изначально замок служил убежищем для правящих герцогов во время гражданских бунтов. Он представлял из себя крепость, окруженную водой, доступ к которой был возможен только по специальным мостам.

Фасад Мюнхенской резиденции в наше время.
Фасад Мюнхенской резиденции в наше время.

Перестройка и расширение резиденции происходили постоянно, какие-либо строительные работы производились в каждом столетии, объем замка достаточно внушителен – десять внутренних дворов и три основных комплекса: королевские покои (Königsbau), Старая резиденция (Maximilianische Residenz, Alte Residenz) и праздничный зал (Festsaalbau), Резидентский музей (Residenzmuseum), который состоит из 130 залов.

Зал
Зал “Антиквариум” Мюнхенской резиденции в Германии.

Самый старый зал Мюнхенской резиденции – зал «Антиквариум». Имеет длину 66 метров. Это самый большой и самый щедрый ренессансный зал к северу от Альп. Герцог Альбрехт V построил его с 1568 по 1571 год для своей коллекции античных скульптур, отсюда и название «Антиквариум». Мы видим, что оселковый мрамор (Stuckmarmor) в большом объеме применен при отделке поверхностей стен.

Императорский зал Мюнхенской резиденции был построен Максимилианом I в начале XVII века и был самым большим и самым важным местом в резиденции, предназначенном исключительно для торжеств. Тема его сложной изобразительной программы -это правила, которым должен следовать князь, правила основанные на разуме и добродетели. В гобеленах голландского ткача Ханса ван дер Биеста изображены героические фигуры из классической древности и Ветхого Завета, с которых правителю следует брать пример. Мы же обратим внимание на то, что стены, оконные откосы и дверные порталы отделаны в технике оселкового мрамора.

“Императорский” зал Мюнхенской резиденции. 1614 г.

Также по инициативе герцога Максимилиана I была построена часовня «Reiche Kapelle», которая была освещена 1607 году. Именно здесь герцог держал частицы мощей святых, именно часовня стала идеологическим и духовным центром резиденции.

Reiche Kapelle в Мюнхенской резиденции. 1607 г.
Reiche Kapelle в Мюнхенской резиденции. 1607 г.

Очень интересна штукатурная отделка поверхностей в технике оселкового мрамора, а декоративные элементы и художественные панно выполнены аналогично итальянской скальоле.

Художественное панно в технике скальолы. Мюнхенская резиденция.
Художественное панно в технике скальолы. Мюнхенская резиденция.

Поражает факт, что скальола немецкого барокко имеет высочайший уровень исполнения и утонченности. Для нас это несколько неожиданно – ведь мы привыкли считать, что пальма первенства в технике скальолы принадлежит итальянским мастерам.

Фрагмент стены часовни Reiche Kapelle в технике scagliola.
Фрагмент стены часовни Reiche Kapelle в технике scagliola.

Высочайший уровень художественной скальолы виден на фрагменте облицовки стены.

Фрагмент scagliola в часовне Reiche Kapelle.
Фрагмент scagliola в часовне Reiche Kapelle.

Вюрцбугская резиденция в Германии

Вюрцбургская резиденция (нем. Würzburger Residenz) – архитектурный комплекс в стиле барокко, расположенный в центре города Вюрцбург.

Фасад Вюрцбургской резиденции. Германия.
Фасад Вюрцбургской резиденции. Германия.

Резиденция – величайший памятник архитектуры Германии, в котором отделка оселковым мрамором представлена во всей ее широте и многообразии.

Комплекс построен архитектором Балтазаром Нейманом в период с 1719 по 1744 годы, внутреннее художественное оформление создавалось и позднее, до начала 1780-х годов.

В интерьере Вюрцбургской резиденции. Придворная часовня. Германия.
В интерьере Вюрцбургской резиденции. Придворная часовня. Германия.

В отличии от Мюнхенской резиденции, которая перестраивалась и дополнялась в каждом столетии, резиденция Вюрцбург была построена с короткими перерывами менее чем за одно поколение и с нуля.

Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 году ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список Всемирного наследия.

Пилонны из оселкового мрамора в интерьре Императорского холла Вюрцбургской резиденции.
Пилонны из оселкового мрамора в интерьре Императорского холла Вюрцбургской резиденции.

Здание, построенное Нейманом, сочетает в себе результаты великих западных архитектурных течений того времени – французскую дворцовую архитектуру, венское барокко и северный итальянский дворцовый стиль.

Архитектор Вюрцбургского дворца Балтазар Нейман был главным руководителем этого огромного строительного проекта. Он не только имел дело с ведущими архитекторами в Германии и Франции – с Лукасом фон Хильдебрандтом и Максимилианом фон Уэлшем, с Робертом де Котте и Жерменом Боффрандом, но также с многочисленными декоративными художниками, такими как итальянский Антонио Босси, которого считали гением декорирования, виртуозными скульпторами и резчиками Иоганном Вольфгангом ван дер Аувера из Вюрцбурга и Георгом Адамом Гутманном из Мюнхена, а также с крупнейшим фресковым художником XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо.

Садовый зал (Хофгартен). Вюрцбургская резиденция.
Садовый зал (Хофгартен). Вюрцбургская резиденция.

Примечательно, что строительство Вюрцбурской резиденции выделяется не только участием великих художников, но и является одним из первых образцов международного финансового и политического менеджмента, успешно осуществленных домом графов Шешборн.

Базилика Фирценхайлиген (четырнадцати святых помощников)

Базилика Фирценхайлиген (четырнадцати святых помощников) – еще один шедевр знаменитого архитектора Бальтазара Неймана (1743-1772). Базилика расположена близ города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом.

Базилика четырнадцати святых помощников (Фирценхайлиген).
Базилика четырнадцати святых помощников (Фирценхайлиген).

Фасад выполнен в стиле позднего барокко, интерьер – в стиле рококо.

Барочная Базилика Четырнадцати Святых Помощников (Basilika Vierzehnheiligen) – одна из самых известных паломнических церквей в Верхней Франконии. Он находится прямо на пути паломничества Святого Джеймса между Лихтенфельсом и Бад-Штаффельштейном, в регионе, известном как «Сад Бога».

Строительство Базилики четырнадцати святых помощников было завершено в 1772 году и с тех пор считается архитектурным чудом. Интерьер действительно впечатляет, а оселковый мрамор в отделке стен, колонн и карнизов – великолепен.

Колонны в интерьере Базилики Четырнадцати святых помощников.
Колонны в интерьере Базилики Четырнадцати святых помощников.

Работы архитектора Бальтазара Неймана, скульптора лепнины Иоганна Майкла Фейхтмайра и художника Джузеппе Аппиани поражают своей красотой и роскошью. Золото, мрамор, скульптуры и настенные росписи ошеломляют.

В интерьере базилики Фирценхайлиген.
В интерьере базилики Фирценхайлиген.

С XV-го века до наших дней паломники отправились в базилику у подножия горы Стаффельберг – одного из самых известных мест паломничества в стране, чтобы попросить защиты четырнадцати святых помощников. Утверждается, что в 1445 и 1446 годах образ ребенка-Христа явился три раза местному пастуху по имени Германн Лейхт. Горничная, которая была серьезно больна, была доставлена на место явления и была чудесным образом исцелена. Вскоре после этого к месту началось паломничество.

Базилика Четырнадцати Святых помощников (Фирценхайлиген). Интерьер.
Базилика Четырнадцати Святых помощников (Фирценхайлиген). Интерьер.

Базилика является одним из самых важных мест паломничества в Германии, оно продолжается и по сей день, с мая по октябрь (около полумиллиона посетителей в год).

Выполнение работ в технике традиционной итальянской скальолы для малых форм практически прекратится в конце XIX-го века, в основном за счет изменения вкусов заказчиков. Практика оселкового мрамора для отделки поверхностей будет актуальной еще длительное время. В XVIII веке, использование оселкового мрамора распространилась по всей континентальной Европе и в конце концов в Великобритании. Самые значимый и известный пример применения оселкового мрамора в Англии – колонны и пилястры Букингемского дворца.

Букингемский дворец в Великобритании

Каждый, даже тот, кто никогда не был в Великобритании, знает Букингемский дворец, как резиденцию британских монархов. Дворец изначально был известен как Букингем-хаус и строился для герцога Букингемского. В 1762 году он был приобретен королем Георгом III  в качестве резиденции монарха, взамен Сент-Джеймсского дворца, который перестал его устраивать величиной и отделкой.

Фасад Букингемского дворца в Великобритании.
Фасад Букингемского дворца в Великобритании.

Последующие 75 лет архитекторы Джон Нэш и Эдвард Блор (кстати, автор Воронцовского дворца в Алупке), взяв Букингем-хаус за основу, построили еще три подобных здания, все вместе они образуют квадрат в плане с большим внутренним двором.

Дворец был официально объявлен главной резиденцией британских монархов при вступлении на престол королевы Виктории в 1837 году, и с тех пор считается символом Туманного Альбиона. Тот вид, которым могут наслаждаться наши современники, Букингемский дворец получил во времена правления легендарной королевы Виктории. Во времена, когда трон Великобритании занимала Виктория, в Букингемском дворце произошла масштабная реконструкция. Внутренние помещения стали еще роскошнее, появились новые сады, искусственные озера и водопады.

Голубая гостиная Букингемского дворца.
Голубая гостиная Букингемского дворца.

Изначально оселковый мрамор в отделке Букингемского дворца присутствовал в очень большом объеме, Эдуард VII, монарх, живший во дворце с 1841 по 1910 год, заменил искусственный мрамор натуральным, но тем не менее самые красивые элементы декора сохранились.

Белая гостиная Букингемского дворца.
Белая гостиная Букингемского дворца.

Прежде всего – это знаменитые «лазуритовые колонны» Музыкального зала. Колонны, конечно же, выполнены из гипса с имитацией природного лазурита. При их облицовке мастера применили интересный прием – они добавили в растворную смесь латунные и оловянные опилки, которые после последующей острожки и полировки придали материалу колонн соответствующий металлический блеск.

Музыкальный зал. Букингемский дворец.
Музыкальный зал. Букингемский дворец.

Интересный факт- в год Букингемский дворец посещает всего-навсего 30 тыс. туристов. Дело здесь не в отсутствии интереса, а в том, что уже ныне правящая королева Великобритании, хотя и  разрешила туристам посещать ее дворец, но с оговоркой, что гости могут попасть в главную резиденцию монархов только тогда, когда августейшие особы там отсутствуют, а официально королева покидает дворец только в августе и сентябре.

Marezzo Scagliola – “оселковый мрамор” в Соединенных Штатах

Из Европы техника оселкового мрамора распространяется по всему миру, технологии несколько изменяются и приобретают новые названия. В частности, в США вид отделки, который мы называем в России оселковым мрамором, скальолой в Италии, а в остальных европейских странах Stuckmarmor, в Соединеных Штатах называют Marezzo Scagliola или American Scagliola из-за ее широкого применения в Соединенных Штатах в конце XIX и начале XX века.

Капитолий штата Миссисипи в Джексоне (штат Миссисипи). 1903 г.
Капитолий штата Миссисипи в Джексоне (штат Миссисипи). 1903 г.

В США несколько изменился и состав отделочной смеси, если в традиционной скальоле итальянцы использовали порошок селенита, других европейских странах – гипс, то практичные американцы вместо этих вяжущих применили, так называемый, цемент Кина (Keen) в качестве вяжущего, кроме того, исключили из рецептуры животные клеи. 

Здание суда округа Аллен в Форт-Уэйн (Индиана, США).
Здание суда округа Аллен в Форт-Уэйн (Индиана, США).

Цемент по Кину представляет собою медленно затвердевающий квасцовый гипс. Его приготовляют из чистого белого гипса, который после обжигания пропитывается квасцами, потом вторично обжигается, мелко мелется и растворяется раствором квасцов. Если его разбавить 20% воды, то через четыре недели он достигает величину прочности, превышающую прочность оселкового мрамора по традиционной технологии, кроме того, обладает более высокой влагостойкостью.

Центральная публичная библиотека в Милуоки. 1898 г.
Центральная публичная библиотека в Милуоки. 1898 г.

Самые известные здания, в которых использовалась скальола: Здание окружного суда Аллен в Форт Уейн (Индиана), Капитолий штата Миссисипи в Джексоне (Миссисипи), Замок Белкоукт в Ньюпорте (Род-Айленд), Здание окружного суда Эль Пасо в Колорадо-Спрингс, Капитолий штата Канзас в Топика, Центр исполнительских искусств Шиа в Буффало (Нью-Йорк), Здание суда Наварро округ Корсикано (Техас), Вокзал Сент-Луис в Сент Луисе, Гранд Холл в Rialto Square Theatre (г. Жульет, штат Иллинойс), Собор Святой Елены в г. Хелена (Монтана), Центральная Публичная Библиотека в Милуоки и Ресорт казино в г. Френч Лик (Иллинойс).

Colorado Springs Pioneers Museum в бывшем здании суда округа Эль-Пасо (1903 г.).
Colorado Springs Pioneers Museum в бывшем здании суда округа Эль-Пасо (1903 г.).

Интересные объекты в Австралии

Мода на оселковый мрамор не прошла мимо Австралии, особенно во время «золотой лихорадки» XIX в., которая имела огромное воздействие на австралийскую экономику и послужила серьезным стимулом развития страны и, соответственно, строительства – строились здания крупных банков, театров, особняки австралийской знати.

Национальный банк Австралии на Мартин-Плейс. Сидней. 1928 г.
Национальный банк Австралии на Мартин-Плейс. Сидней. 1928 г.

Одно из зданий, в котором оселковый мрамор в отделке присутствует в очень значительном объеме – Национальный банк Австралии на Мартин-Плейс в Сиднее. В банке, частности, хранились золотые самородки, добытые во времена «золотой лихорадки» в Австралии. Согласитесь, бронированный люк в золотохранилище впечатляет.

Золотохранилище Национального банка в Сиднее.
Золотохранилище Национального банка в Сиднее.

Рассказывая об оселковом мраморе в Австралии нельзя не упомянуть об одном из лучших отелей Сиднея Primus Hotel, расположенном в центре города на главной улице центрального делового района Питт-стрит (Pitt Street).

Отель Primus в Сиднее (Австралия). 1930 г.
Отель Primus в Сиднее (Австралия). 1930 г.

Отель построен в 1930 году в стиле арт-деко, быстро стал культовым зданием Сиднея, благодаря, в частности, колоннам из ярко-красного оселкового мрамора. Высота колонн – восемь метров. Облицовка колонн была частично скрыта во время неоднократно проводимых в отеле ремонтных работ. Мы часто встречаемся с тем фактом, что зачатую ремонтники, не зная, как подступиться к реставрации оселкового мрамора, закрывают его слоем покраски или штукатурки. То же самое произошло и в Австралии, однако, не так давно колонны были раскрыты от поздних наслоений и полностью отреставрированы.

Надо отметить, что австралийские заказчики столкнулись определенными трудностями в поиске мастеров, способных осуществить реставрацию колонн, к счастью, им удалось найти итальянского мастера Маурицио Феллизиани (Maurizio Feliziani), который успешно справился с поставленной задачей.

Колонны в Primus Hotel в Сиднее.
Колонны в Primus Hotel в Сиднее.

После того, как он был вовлечен в проект, одной из самых больших проблем, с которой столкнулся Фелизиани, было воссоздание красного кораллового цвета, который первоначально использовался. Еще до того, как реставрация официально началась, он несколько недель работал в лаборатории, тестируя цвета и пигменты.

Работа Фелизиани в конечном счете говорит сама за себя, и отреставрированные восемь колонн подчеркивают обширное пространство фойе в отеле на Pitt Street.

Заключение

Надо сказать, что штукатурка с использованием всевозможных цветных наполнителей производилась еще со времен античности, однако с появлением оселкового мрамора цветная штукатурная отделка переросла в ранг искусства, которое, как мы видим, распространилось по всему миру.